Главная » Критика

Как правильно реагировать на критику

Редко кто сомневается в пользе здоровой критики. Однако, она может вызывать разные негативные реакции: ввергать в отчаяние, сомневаться в себе и вообще в целесообразности своей жизни.

Явная критика может привести к сильным эмоциональным всплескам. Это и легкое возмущение, и громкие рыдания, и тихая ненависть. Если вы хотите получить репутацию скандального человека, критикуйте громко и долго. Но если нужно устанавливать с людьми здоровые и доверительные отношения, научитесь различать виды критики и воспринимать ее правильно.

Конструктивная критика

Помимо того, что критика может быть конструктивной и деструктивной, она основывается или на личном отношении человека, или на обратной связи.

В конструктивной критике есть:

  • · Четкие критерии оценки,
  • · Аргументированность и примеры,
  • · Объективность,
  • · Уважительное отношение к собеседнику.

Такая критика помогает человеку стать лучше. Если при этом критик еще и отмечает положительные стороны работы, то автор не так остро реагирует на замечания. После здоровой критики человек понимает, что ему хотели сказать и на что нужно обратить внимание. Чтобы стать конструктивным критиком, нужно хорошо разбираться в определенной области и теме.

Деструктивная критика

Конструктивная критика отличается конкретикой, а деструктивная ведет к тому, что человек чувствует себя полной бездарностью.

Особенности деструктивной критики:

  • · Прозрачность и туманность,
  • · Безотносительность к теме,
  • · Отсутствие аргументации,
  • · Грубость и бестактность,
  • · Огульные суждение и стереотипы.

Деструктивную критику вы можете услышать на работе, в транспорте, дома, и где угодно. Обычно, на первом месте по деструктивной критике – клиенты. Именно с их стороны человек всегда слышит массу интересной информации. Стоит помнить, что клиенты не являются профессионалами в вашей профессии.

При критике попросите визави аргументировать свою позицию. Если критик сообщает, что руководствуется исключительно интуицией, это дешевая рецензия, на которую не стоит обращать внимания. Единственный выход – улыбнуться и проигнорировать замечания. При желании можно спокойно поставить человека на место. Но в любом случае переживать совершенно не стоит.

Постоянные придирки

К сожалению, конструктивная критика довольно большая редкость. Ценные советы и рекомендации получают далеко не все. Обычно, критика только деструктивна и не показывает реального положения дел.

Если от нападок человека не зависит репутация, карьера или учеба, то справиться с ним достаточно легко. Вспомните, что человека можно просто игнорировать и активно восстанавливать свое личное пространство. Иногда нужно искать динамичные способы защиты, подготовив колкие ответы заранее. Если изо дня в день вас несправедливо критикует начальник, стоит позаботиться о своей нервной системе и уйти с такой работы.

Особенности обратной связи

Классическим примером обратной связи может служить взаимодействие с научным руководителем по поводу диплома или курсовой работы. Студент делает работу, показывает ее своему руководителю, а тот предоставляет рекомендации и указывает на недостатки.

У обратной связи нет отрицательных коннотаций. Негатив от нее приписывается совершенно ошибочно. Обратная связь всегда полезна и позитивна. Это лучший вид критики. Только с помощью обратной связи, человек может объективно оценить и понять свои ошибки.

Объем своей критики другого человека каждый определяет для себя сам. Но нужно помнить одно важное правило: хвалить стоит публично, а вот критиковать – наедине.